|
в раздел
Проект
(подготовлен Читинским Центром поддержки гражданских инициатив)
22-е января 2002г.
ЗАКОН Читинской области «Об открытости
информации»
Настоящим законом закрепляется, что органы государственной власти
и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения
осуществляют свою деятельность открыто и гласно. Гласность и открытость
управления повышает его эффективность, в том числе и экономическую,
и увеличивает доверие граждан к органам власти.
Настоящий закон принят в целях создания конкретного механизма реализации
конституционного права граждан на свободное получение информации
о деятельности государственных и муниципальных органов и их учреждений.
Закон обеспечивает предоставление общественности такой информации
при гарантии защиты прав личности и предоставления государственным
и муниципальным органам возможности исполнять свои обязанности.
к оглавлению ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
СТАТЬЯ 1. Сфера действия и правового регулирования настоящего
закона.
1.1. 1.1. Данный закон регулирует отношения, возникающие между
государственными и муниципальными органами власти и их учреждениями,
с одной стороны, и гражданами (независимо от их рода деятельности
и места жительства) и их объединениями, с другой стороны, возникающие
по поводу создания, хранения и предоставления информации о деятельности
государственных и муниципальных органов власти и их учреждений.
1.2. 1.2. Настоящий закон осуществляет правовое регулирование отношений,
указанных в части 1 данной статьи, в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации,
Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации»
и другими нормативно-правовыми актами.
1.3. 1.3. Настоящий закон не регулирует отношений, предусмотренных
Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»,
Законом Российской Федерации «О государственной тайне», а также
законодательством о средствах массовой информации.
СТАТЬЯ 2. Термины, используемые в данном законе.
Информация – сведения о лицах, предметах, событиях, явлениях и
процессах независимо от формы их предоставления.
Предоставитель информации – государственные и муниципальные органы
власти, и их учреждения, а также любые другие организации финансируемые
из областного и муниципального бюджета более чем на 50 процентов.
Пользователь информации – граждане (независимо от рода деятельности
и места жительства) и их объединения, а также любые юридические
лица.
Документированная информация (документ) – зафиксированная на материальном
носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы
документов, документы и массивы документов в информационных системах
(библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных
системах субъектов данного Закона).
Информация о гражданах (персональные данные) – сведения о фактах,
событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать
его личность.
Конфиденциальная информация – документированная информация, доступ
к которой ограничивается в соответствии с данным Законом и законодательством
Российской федерации.
Открытые информационные центры (далее – ОИЦ) – центры, отдела,
сектора и другие структурные единицы в органах государственной
власти и местного самоуправления, а также библиотеках, финансируемые
из областного и муниципальных бюджетов, на которые в установленном
порядке возлагается обязанность обеспечивать в соответствии с данным
законом доступ граждан к информации о решениях и деятельности предоставителей
информации на различных носителях – в твердых копиях, в электронном
виде – для чего ОИСЦ оборудуется необходимой оргтехникой и специализированными
рабочими местами, с которых обеспечивается удаленный доступ к официальным
сайтам представителей информации.
Официальный веб-сайт предоставителя информации – страница в Интернет,
на которой размещается официальная информация, обязательная для
обнородования в соответствии с данным законом, а также другая информация
о деятельности предоставителя информации.
Обнародование информации – доведение информации до всеобщего сведения
(через печатные и электронные СМИ, Интернет и другие формы доведения
информации до широкого круга лиц).
Запрос – обращение пользователя информации к предоставителю информации
с требованием о предоставлении информации.
СТАТЬЯ 3. Право на получение и использование информации
3.1. Право граждан на получение информации гарантируется статьей
24 Конституции РФ, и его уважение и соблюдение является необходимым
условием реализации закрепленного в Конституции РФ принципа народовластия.
3.2. Предоставители информации – субъекты данного закона обеспечивают
реализацию права граждан на получение информации через:
- - обнародование нормативно-правовых актов и другой информации;
- - открытые заседания представительных органов власти и местного
самоуправления;
- - ответы на запросы;
- - личные проблемы депутатов и должностных лиц;
- - специально созданные общедоступные информационные центры.
3.3. Порядок получения пользователем информации (указание места,
времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) определяется
в соответствии с данным законом. Перечни информации и услуг по
информационному обеспечению, сведения о порядке и условиях доступа
к информационным ресурсам и информационным системам предоставляются
пользователям бесплатно.
3.4. Информация, полученная на законных основаниях из государственных
и муниципальных информационных ресурсов гражданами и организациями,
может быть использована ими для создания производной информации
в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой
на источник информации.
Источником прибыли в этом случае является результат вложенных труда
и средств, при создании производной информации, но не исходная
информация, полученная из государственных ресурсов.
к оглавлению ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
СТАТЬЯ 4. Предоставление информации через обнародование
4.1. 4.1. Каждый предоставитель информации – субъект данного закона
обязан своевременно предоставлять для сведения общественности:
а) законы и нормативно-правовые акты;
б) прогноз и план социально-экономического развития, программы
социально-экономического развития;
в) проекты законов и нормативно-правовых актов, внесенные на рассмотрение
в соответствующие органы;
г) полный перечень информации, доступной для ознакомления;
д) отчеты об исполнении, результаты проверок (в том числе финансовых
и аудиторских) и решения судов, с участием предоставителя информации;
е) информация о проведении тендеров, конкурсов на выполнение заказов,
информация об итогах конкурса (решении конкурсной комиссии);
ж) доклады руководителей на сессиях, заседаниях, конференциях,
встречах и других открытых мероприятиях, финансируемых за счет
бюджета;
з) еженедельная информация о состоянии общественного порядка, противопожарной
безопасности, работе служб здравоохранения, информация о загрязнении
окружающей среды, экологии;
и) информация о работе коллегиальных органов (время и место проведения
заседания, повестка);
к) информация о выдаче, приостановке, аннулировании лицензий;
л) результаты социологических и других опросов (исследований),
финансирование которых осуществлялось из бюджетных источников;
м) разъяснения по вопросам, многократно повторяющимся от разных
лиц в письмах граждан;
н) инструкции, разъяснения, регулирующие исполнение настоящего
закона и порядок предоставления информации;
о) цели, задачи и функции, описание структуры своего главного и
региональных подразделений, официально утвержденные места и процедуры
получения информации, а также перечень сотрудников, у которых можно
получить информацию, сделать представления или запросы, либо получить
решения;
п) характер и требования всех формальных и неформальных процедур,
описание существующих форм заявок, бланков и др. или сведения о
местах, где такие формы могут быть получены;
р) информацию, подлежащую обнародованию в соответствии с избирательным
законодательством;
с) ежегодно – информацию об имущественном положении лиц, занимающих
выборные должности (в том же объеме, в котором она предоставлялась
при регистрации кандидатов);
т) любые поправки, изменения или отмены чего-либо вышеперечисленного.
4.2. 4.2. органы государственной власти и местного самоуправления
обязаны немедленно сообщать для всеобщего сведения ставшую им известной
при осуществлении своей деятельности информацию:
- - если она может предотвратить угрозу жизни или здоровью граждан;
- - если требуется пресечь сообщение (распространение) недостоверной
информации.
4.3. 4.3. Информация, подлежащая обязательному обнародованию, доводится
до сведения граждан путем:
- - опубликования в печатных СМИ;
- - размещения в электронных СМИ;
- - выставления на официальном интернет-сайте;
- - опубликования в официальном издании – вестнике, брошюре или
журнале;
- - размещения на стенде по месту нахождения предоставителя информации;
- - а также через другие формы, не отменяющие вышеперечисленные.
В печатных СМИ в обязательном порядке публикуется информация, предусмотренная
подпунктами а, б, д, е, и, л, м, н, с, т пункта 1 данной статьи.
В электоронных СМИ размещается информация, предусмотренная подпунктами
и, м пункта 1 данной статьи. На официальном сайте размещается вся
информация, предусмотренная пунктом 1 данной статьи. В официальном
издании публикуется информация, предусмотренная подпунктами а-д
пункта 1 данной статьи. На стенде по месту нахождения предоставителя
информации размещается информация, предусмотренная подпунктами
г, е, и, м, н пункта 1 данной статьи.
4.4. Срок обнародования информации:
а) для информации, обнародование которой предусмотрено принятым
ранее законодательством, действуют предусмотренные этим законодательством
сроки;
б) проекты законов и нормативно-правовых актов, внесенные на рассмотрение
в соответствующие органы, обнародуются не позднее, чем за 20 дней
до даты первого рассмотрения;
в) информация о работе коллегиальных органов (время и место проведения
заседания, повестка) обнародуется не позднее, чем за 7 дней до
даты проведения заседания;
г) вся остальная информация, предусмотренная пунктом 1 данной статьи,
подлежит обнародованию в 10-и дневный срок.
СТАТЬЯ 5. предоставление информации по запросам
5.1. каждый предоставитель информации – субъект данного закона
обязан в соответствии с опубликованными правилами предоставлять
гражданам для ознакомления и копирования информацию, перечисленную
в п.1 статьи 4, а также федеральные нормативно правовые акты и
другие документы, регулирующие их деятельность, включая должностные
инструкции, материалы заседаний, слушаний, протоколы регистрации
и результаты голосования, а также любой другой документ, находящийся
в его распоряжении, если его предоставление не ограничено главой
3 данного закона или другими нормами существующего законодательства.
5.2. каждый предоставитель информации обязан определить и обнародовать
официально утвержденные процедуры получения информации, а также
перечень сотрудников, у которых можно получить информацию, сделать
представления или запросы, либо получить решения.
5.3. при оформлении письменного или электронного запроса нем указывается
фамилия и имя обратившегося, наименование запрашиваемого документа
или характер запрашиваемой информации, а также адрес, по которому
следует отправить ответ. Требование другой информации недоступно.
5.4. Запросы на получение информации (письменные, устные и электронные)
подлежат обязательной регистрации.
5.5. Ответ на запрос о получении информации должен быть дан в возможно
короткий срок, но не позднее чем через 10 дней после дня получения
запроса.
Если запрашиваемая информация не может быть предоставлена в указанный
срок, обратившемуся за ее получением направляется письменное уведомление
об отсрочке предоставления запрашиваемой информации. Отсрочка в
предоставлении запрашиваемой информации допустима не более чем
на срок 20 дней. Уведомление об отсрочке вручается в трехдневный
срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении
должны быть указаны:
- - причины, по которым информация не может быть предоставлена
в десятидневный срок;
- - дата, к которой будет предоставлена запрашиваемая информация;
- - должностное лицо, установившее отсрочку;
- - дата принятия решения об отсрочке.
Если предоставитель не обладает запрашиваемой информацией, то он
не позднее, чем через 5 дней после дня получения запроса обязан
сообщить об этом обратившемуся, а также предоставить ему наименование
и адрес организации, которая обладает запрашиваемой информацией.
5.6. Предоставитель вправе изымать устанавливающие личность человека
сведения при предоставлении информации для ознакомления
общественности или при опубликовании, но лишь когда это требуется
для предотвращения необоснованного вторжения в частную жизнь.
Необходимость такого изъятия должна быть подробно письменно обоснованна.
Не допускается отказ в предоставлении информации, содержащей сведения
о частной жизни гражданина, по запросу гражданина, к которому
эти сведения относятся.
5.7.Предоставление информации осуществляется на безвозмездной или
бесприбыльной основе.
Информация предоставляется безвозмездно:
- - если ответ на запрос составляет не более 5-и страниц;
- - для общедоступного информационного центра;
- - для проведения массовых публичных мероприятий (по официальному
запросу организации);
- - для СМИ (по официальному запросу);
- - в других случаях, установленных и обнародованных предоставителем.
Во всех остальных случаях граждане компенсируют расходы по тиражированию.
Тарифы на предоставление информации должны предусматривать исключительно
возмещение прямых затрат на тиражирование информации. Каждый
предоставитель обязан иметь и обнародовать прейскурант сборов на
тиражирование информации, а также категории лиц получающих скидки
и
льготы. Прейскурант утверждается руководителем. Оплата данных услуг
производится после предоставления информации, если сбор не превышает
2
МРОТ.
5.8. Предоставитель имеет право отказать в предоставлении информации
по запросу, если:
- - она не может быть предоставлена в соответствии с действующим
законодательством;
- - запрашиваемая информация не относится к категории предоставляемой
безвозмездно, а гражданин не может компенсировать расходы по ее
тиражированию
Уведомление об отказе вручается представителю запроса в трехдневный
срок со дня получения письменного запроса-информации. В уведомлении
должны быть указаны:
- - нормативный акт, которым запрашиваемая информация отнесена
к государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне;
- - причины, по которым запрашиваемая информация не может быть
отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом
тайну.
- - Должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;
- - Дата принятия решения об отказе;
- - разъяснения порядка его обжалования.
5.9. Отказ в предоставлении информации, нарушение сроков предоставления
информации без законных оснований, а также не представление ответа
в
течение установленного настоящим положением срока могут быть обжалованы
в выше стоящий орган, либо в суд.
СТАТЬЯ 6. Получение информации на заседаниях представительных органов
6.1. В соответствии с Уставом Читинской области и законодательством
о местном самоуправлении все заседания представительных органов
являются открытыми, кроме тех, которые объявляются закрытыми на
основании действующего законодательства.
6.2. Каждый представительный орган обязан создать необходимые условия
для граждан, желающих присутствовать на заседаниях.
В помещениях, в которых располагаются представительные органы,
устанавливается единый порядок входа как для сотрудников, так и
для граждан. Порядок входа предусматривает предъявление удостоверения
личности и выполнение процедур, связанных с обеспечением безопасности.
Введение предварительных согласований, специальных пропусков и
других мер, затрудняющих доступ граждан на заседания, запрещено.
Помещение для заседаний каждого органа представительной власти
должно быть оборудовано местами для публики, количество таких мест
не может быть менее двукратного количества мест, предусмотренных
для депутатов.
Представительный орган власти обязан обеспечить всех желающих пакетом
документов, включающим повестку заседания и регламент.
СТАТЬЯ 7. Получение информации на личных приемах депутатов и должностных
лиц
7.1. Каждый депутат и каждое должностное лицо должно предоставить
любому гражданину возможность прийти к нему на прием в течение
месяца.
7.2. Места и время проведения личных приемов должны быть обнародованы
в течение 10 дней с момента вступления в должность. Эта информация
должна быть размещена на официальном сайте и информационном стенде,
а также передана в общедоступные информационные центры.
СТАТЬЯ 8. Получение информации в общедоступных информационных центрах
8.1. В каждом муниципальном образовании в помещении органа местного
самоуправления создаются общедоступные информационные центры (ОИЦ),
в которые все предоставители информации- субъекты данного закона,
находящиеся на данной территории, направляют документы, предусмотренные
пунктом 1 статьи 4 и пунктом 1 статьи 5.
8.2. Основной задачей ОИЦ является сбор, систематизация, хранение
и предоставление информации, предусмотренной пунктом 8.1., сотрудникам
органов государственной власти и местного самоуправления, а также
всем заинтересованным гражданам.
Типовое Положение об ОИЦ утверждает глава местного самоуправления
территории.
8.3. В ОИЦ создаются компьютеризированные рабочие места, обеспечивающие
гражданам бесплатный доступ к официальным интернет-сайтам предоставителей
информации.
8.4. Финансирование создания ОИЦ осуществляется из бюджета Читинской
области по статье расходов «на информатизацию». Финансирование
текущего содержания ОИЦ осуществляется за счет бюджета местного
самоуправления.
8.5. Информация в ОИЦ предоставляется в порядке и на условиях,
предусмотренных статьей 5 данного закона.
к оглавлению ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИЯ, НЕ ПОДЛЕЖАЩАЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ
СТАТЬЯ 9.Непосредственная информация
9.1. На основании данного закона не предоставляется информация,
отнесенная на основании закона к государственной, служебной, коммерческой
и иной, специально охраняемой законом, тайне. Относящаяся исключительно
к внутренним правилам распорядка и поведения персонала, включая
переписку и служебные записки, а также информация о частной жизни
другого гражданина.
9.2. Не относятся к информации, содержащей сведения о частной жизни
граждан, сведения о предоставлении им льгот, займов, привилегий,
передаче имущества или имущественных прав, осуществляемых за счет
бюджетных средств.
к оглавлению ГЛАВА 4. ПОСЛЕДСТВИЯ НЕИСПОЛНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ДАННОГО ЗАКОНА
СТАТЬЯ 10. Внесудебный порядок урегулирования споров
10.1. Пользователь информации, при получении информации не соответствующей
его запросу, либо не получении информации вообще, имеет право урегулировать
разногласия посредством уточнения своего запроса в претензии, в
которой должна быть указана причина неудовлетворения полученным
ответом и дополнительная информация по запросу, необходимая для
правильного понимания его содержания.
10.2. При невозможности урегулировать спорные вопросы путем переговоров
с предоставителем информации, гражданин может обратиться к вышестоящему
руководителю, который в течение 10 дней должен принять необходимые
меры для исполнения положений данного закона и дать письменное
разъяснение своего решения.
10.3. Гражданин может также обратиться с заявлением о нарушении
своих прав в органы прокуратуры.
СТАТЬЯ 11. Судебный порядок урегулирования споров
11.1 Должностные лица, на которых возложена обязанность по предоставлению
информации, виновные в нарушении норм данного закона, несут дисциплинарную,
административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность
в соответствии с законодательством Российской Федерации, данным
законом и другими нормативно-правовыми актами. Нарушенное право
граждан на получение информации может быть исполнено по решению
суда. В случае предоставления недостоверной информации или необоснованном
отказе в предоставлении информации, или за ее предоставление с
несоблюдением сроков, предусмотренных настоящим законом , гражданин
может требовать через суд возмещения причиненных ему вреда (материального
и морального) и убытков в соответствии с действующим законодательством.
Возмещение убытков не освобождает Предоставителя информации от
обязанности ее предоставить.
11.2. Предоставитель информации, как юридическое лицо, в случае
удовлетворения иска гражданина , обязан взыскать с виновного понесенные
по решению суда расходы, связанные с удовлетворением иска, а также
принять к нему меры дисциплинарной ответственности
к оглавлению. ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
СТАТЬЯ 12. Обязательный ежегодный доклад и переходные положения
12.1. Все предоставители информации - субъекты данного закона
обязаны ежегодно не позднее 1-го марта разместить на официальном
интернет-сайте
отчет «о своей открытости» за предыдущий год. Отчет должен включать:
- - количество принятых решений об отказе в удовлетворении запросов
о предоставлении информации и причины принятия каждого такого решения;
- - количество обжалованных в суде отказов и количество удовлетворенных
и неудовлетворенных заявлений;
- - меры, принятые к должностным лицам и другим нарушителям прав
граждан и юридических лиц на доступ к информации.
Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны
не позднее 1-го мая обнародовать в СМИ, публикующих официальные
материалы, а также на официальном интернет-сайте доклад, содержащий
обобщенную информацию об открытости всех структурных подразделений
и учреждений соответствующего органа.
12.2. Все государственные и муниципальные служащие при приеме на
работу обязаны ознакомиться с данным законом и подписать обязательство
о его исполнении. Руководители органов власти, местного самоуправления
и их учреждений обязаны обеспечить выполнение вышеупомянутого требования
для ранее принятых служащих в течение трех месяцев.
12.3. Все предоставители информации – субъекты данного закона обязаны:
- - в течение трех месяцев подготовить и обнародовать прейскуранты
сборов за предоставление информации оказываемой на компенсационной
основе, включая перечень лиц имеющих скидки и льготы;
- - в течение 6 месяцев создать свои официальные сайты, зарегистрировать
электронные адреса для получения писем и запросов.
12.4 Органы местного самоуправления в течение года после принятия
данного закона должны создать общедоступные информационные центры.
12.5. Настоящий закон вступает в силу с момента его опубликования.
к оглавлению
|
|