к оглавлению
«…Реализация Концепции социального развития г. Читы до 2010 г.
позволит улучшить следующие социальные параметры: увеличится уровень
обеспеченности врачами и средним медицинским персоналом; сохранится
уровень образования населения города; сохранится обеспеченность
библиотеками и клубными учреждениями, произойдет укрепление молодой
семьи, увеличится рождаемость. За этот период среднедушевые реальные
доходы увеличатся в 4,2 раза и достигнут к концу планируемого периода
6803 рублей;
Параметры развития социальной сферы г. Читы до 2010 г. приведены
в таблице 1 “Целевой прогноз основных показателей социального развития
г. Читы на период 2003-2010 гг…»
Обратите внимание, что там нет показателей, характеризующих состояние
местного сообщества: финансы направленные на поддержку НКО, увеличение
числа самих НКО, количество совместных мероприятий, проведенных
властью и НКО (да и бизнесом еще.), принятые нормативные акты в
поддержку социального партнерства. Вообще, нужны механизмы общественно-гражданской
экспертизы.
Редюхин В.И., Председатель секции экспертизы, оценки и рейтингов
Экспертного Совета Уполномоченного по правам человека при Президенте
РФ, консультант по стратегии организационного развития Аналитического
центра
"Концепт".reduchin@mtu-net.ru
2 июля 2003 г.
«…Одним из основных факторов благосостояния общества, обеспечения
его стабильности является уровень занятости населения на рынке
труда, снижения числа безработных в Российской Федерации. Несомненно,
что перед государством сейчас стоят острые проблемы по предоставлению
населению рабочих мест, переподготовке и повышению квалификации
граждан, которые нуждаются в трудоустройстве. Но, как правило,
таких мер недостаточно для устранения негативных тенденций, которые
сложились на рынке труда. Стремление в городе Чите осуществить
мероприятия, направленные на повышение стабильности ситуации
в сфере труда и занятости населения, является важным шагом по
защите таких конституционных прав – как права на труд и на защиту
от безработицы.
Проект представляет собой документ, регламентирующий цели и задачи,
меры, направленные на стабилизацию ситуации в сфере труда и занятости
населения, а также анализа текущего состояния рынка труда и трудовых
ресурсов.
По мнению преподавателей факультета, проект нацелен на достижение
ряда значимых целей. Его реализация будет способствовать:
1) 1) повышению уровня жизни и благосостояния населения;
2) 2) сокращения числа безработных на рынке труда;
3) 3) обеспечения контроля за законностью действий работодателей
в сфере занятости населения;
4) 4) предоставление новых рабочих мест в различных отраслях промышленности.
Воплощение проекта в жизнь должно обеспечить возможность получения
гражданами рабочих мест на условиях, отвечающих требованиям общепризнанных
принципов и норм международного права и национального законодательства.
Изучив проект, преподаватели факультета считают необходимым поставить
ряд вопросов:
1.За счет каких средств будут проводиться мероприятия, направленные
на стабилизацию ситуации в сфере труда и занятости населения в
г.Чите?
2.Какую заинтересованность проявляют работодатели в решении проблем
занятости населения в г.Чите?
3.Какие конкретные мероприятия будут проводиться для решения задач,
установленных в Проекте, в частности, например, для содействия
развития молодежного предпринимательства, трудоустройства несовершеннолетних
и т.п.?»
Беспрецедентный рост значения внешних экономических отношений для каждого региона
Российской Федерации и составляющих их частей объясняется объективными причинами
экономического развития Российской Федерации и выхода ее на качественно новый
уровень международных экономических отношений. Программа социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 – 2004 годы),
утвержденная Постановлением Правительства РФ 06.06.2002 г. предусмотрела необходимость
активизации торгово-экономические связи с традиционными партнерами, такими,
как Китай, Республика Корея, Япония путем расширения регионального и приграничного
сотрудничества. Поэтому Концепция развития внешнеэкономической деятельности
города Читы имеет важное значение, как один из элементов в системе развития
внешних экономических связей Читинской области и в целом выступает как элемент
развития экономики всего региона.
Концепция имеет своей основной задачей разрешить ряд стоящих перед городом
Читой проблем и отражает в этом смысле общие направления развития экономической
политики Российской Федерации.
1. 1. В целях устранения негативной ситуации, связанной с недостатком опыта
управления рыночной экономикой, в частности квалифицированного, приносящего
прибыль осуществления внешнеэкономической деятельности предлагается создание
ассоциации (либо союза) участников внешнеэкономической деятельности, зарегистрированных
на территории города; создание консультативно информационного центра для обслуживания
участников внешнеэкономической деятельности.
2. 2. В целях разрешения трудностей, связанных с продвижением российских товаров,
услуг, капиталов на иностранные рынки предлагается расширение географии участников
внешнеэкономической деятельности, работающих с контрагентами из г. Читы; продолжение
практики выставочно-ярмарочной деятельности, налаживание дружественных связей
органов городского самоуправления с администрациями провинций КНР; содействие
выходу крупных агентов города Читы на внешний рынок; стимулирование развития
совместных предприятий; разработка основных мероприятий по улучшению взаимодействия
между иностранными партнерами и Администрацией г. Читы на 2003 – 2006 г.
3. 3. В целях сохранения и преумножения природных богатств как основного достояния
народов Российской Федерации и одновременно основы экономического развития
и благосостояния любого региона разработчики Концепции предлагают усилить контроль
за вырубкой, приемкой и вывозом леса; уменьшить экспорт сырьевых ресурсов с
одновременным развитием таких приоритетных направления как увеличение экспорта
продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности и стимулирование предприятий,
занимающихся первичной переработкой леса, шерсти и кожевенного сырья.
Предусмотрен и ряд организационных мероприятий в целях анализа географии внешнеэкономической
деятельности, выявления всех ее участников (субъектов).
Все это безусловно расценивается положительно.
В качестве недостатков, по нашему мнению, выступают:
1. отсутствие конкретных мер по реализации концепции (по крайней мере – самых
общих);
2. приоритет экспорта сырьевых ресурсов (в отношении шерсти и кожи);
3. при существовании тенденции стоимостного снижения экспортных товаров не
предусмотрены меры по выравниванию (стабилизации цен) с целью их удержания
на прежнем уровне;
4. при увеличении экспорта сырья не предусмотрено мер по его ограничению.
В качестве дополнительных направлений развития внешнеэкономической деятельности
г. Читы можно предложить следующие:
1. создание условий поддержки участия предприятий города Читы, осуществляющих
внешнеэкономическую деятельность, в сооружении промышленных объектов за рубежом;
2. активизация работы по привлечению предприятий города к участию в международной
выставочно-ярмарочной деятельности;
3. создание условий для улучшения транспортного обслуживания внешнеэкономической
деятельности;
4. участие в формировании системы внешнеторговой информации;
5. участие в формировании международных региональных экономических приоритетов;
6. развитие инновационного сотрудничества и инвестиционных проектов.
Исходя, из положений Проекта, намечены основные направления деятельности для
стабилизации ситуации на рынке труда, однако все эти мероприятия, так и останутся
нереализованными, если не обеспечить их должное финансирование. Хочется надеяться,
что в г.Чите будет накоплен положительный опыт работы по реализации задуманных
мероприятий и обеспечено соответствующее финансирование.
Юридический факультет Хабаровской государственной академии экономики
и права
июль 2003 г.