главная программы проекты законы бюджет о нас  
 
 
  программы

 


к оглавлению

1.Концепция социального развития г. Читы на период 2003 – 2010гг.

Оглавление:

1. Концепция социального развития г. Читы на период 2003-2010 гг.

Концепция социального развития г. Читы определяет направления решения социальных проблем и представлена комплексом мер, охватывающим все стороны жизнедеятельности населения. Комплексность предполагает разрешение правовых, организационных, институциональных аспектов социальных проблем на основе экономических преобразований, а также за счет реализации новых подходов социальной политики на уровне муниципального образования.

В Концепции представлены цели, задачи и приоритетные направления социального развития г. Читы, а также определены основные задачи деятельности органов городского самоуправления, решение которых позволит улучшить условия жизни, обеспечить прямую заинтересованность всех слоев населения в их реализации.

Активная позиция органов городского самоуправления должна способствовать мобилизации и участию общественных организаций и коммерческих фирм в решении социальных вопросов города, а также фирм в решении социальных вопросов города, а также укреплению системы сотрудничества органов городского самоуправления, общественных объединений, промышленных предприятий, профсоюзов, частных предпринимателей в решении социальных проблем города.

Необходимо развивать и совершенствовать взаимодействие органов городского самоуправления с общественными объединениями и некоммерческими организациями, активнее привлекать их к разработке и реализации социально значимых городских программ.

В основу Концепции социального развития города положены следующие принципы:

– признание необходимости поступательного развития социальной сферы; – четкое определение приоритетов в области социальной политики, поддерживаемых на местном уровне;

– правовая обеспеченность и стабильность социальной сферы; – финансовая обеспеченность, достаточность и устойчивость системы социальной поддержки населения;

– управляемость, достигаемая за счет разграничения функций, полномочий, ответственности и ресурсного обеспечения различных субъектов, создания соответствующей материальной, информационной и кадровой базы;

– научная обоснованность социальных программ; адресная социальная помощь, т.е. ориентация на малообеспеченную семью с обязательной проверкой ее потребностей в социальной помощи. Формирование – адресной социальной поддержки предполагает введение целевого характера в системе распределения и использования средств.

На современном этапе важно зафиксировать социальные приоритеты, которые будут являться вектором дальнейшего развития города. В процессе выбора приоритетов необходимо учитывать не только общественную целесообразность, но и потребности в развитии отдельной личности, конкретного человека.

Целью Концепции социального развития г. Читы является повышение благосостояния населения, улучшение условий, качества и безопасности его жизни. При этом целью органов городского самоуправления должно быть создание необходимых условий для реального, полного, эффективного участия каждого жителя в жизни города и процессе принятия решений культурного, духовного, физического развития и самореализации.

Основополагающим направлением социальной политики является совершенствование демографической ситуации. Приоритетность данного направления в перспективном планировании социального развития города обусловлена тем, что анализ динамики естественного и механического движения населения позволяет оценить перспективную демографическую ситуацию в городе как критическую. Используя статистическую информацию, можно предположить:

1. Дальнейшее сокращение численности населения г. Читы. По прогнозу, численность населения города к 2010 г. может сократиться еще на 31,8 тысяч человек или на 10,4% к уровню 2000 г. (Таблица 1).

2. Дальнейшее изменение возрастной структуры населения. В общей численности населения города может несколько увеличиться численность и доля детей в возрасте от 0 до 6 лет и при этом сократится численность и доля подростков. Значительно увеличится численность и доля лиц предпенсионного и после трудоспособного возрастов.

С позиции перспектив развития социальной сферы это будет означать, при прочих равных условиях, увеличение спроса на места в детских дошкольных учреждениях, сокращение спроса на места в школах и в то же время увеличение потребности в учреждениях социального характера и пособиях для пенсионеров, формирование необходимых санитарно-гигиенических экологических условий проживания.

Спрос населения на услуги социального характера будет предопределяться следующими факторами:

- социально-демографическими, определяющими характер воспроизводства населения (динамика процессов рождаемости, смертности, миграции) и обусловленные

ими изменения численности и половозрастной структуры населения;

- социально-медико-психологическими, экологическими факторами, определяющими состояние здоровья населения, уровень и характер заболеваемости.

Таким образом, целью данного направления социального развития города является – формирование поколения с устойчивыми положительными характеристиками демографического развития и психофизического здоровья. Данная цель достигается путем решения задач среднесрочного и краткосрочного характера:

1. Достижение стабильного уровня рождаемости, соответствующего простому воспроизводству, либо более высокому, чем это необходимо для воспроизводства поколения.

2. Достижение стабильного минимального уровня смертности населения города.

3. Достижение стабильного минимального уровня психофизических заболеваний населения.

Изменения в репродуктивном поведении населения необратимы. В этой связи существенное повышение уровня рождаемости практически невозможно. Прогноз рождаемости основан на предположении, что в будущем сохранится распространение 1 – 2-детной модели семьи. При значительном увеличении численности женщин фертильного возраста суммарный коэффициент рождаемости будет расти.

При этом неблагоприятные изменения возрастной структуры населения, в частности, его дальнейшее старение, приведут к увеличению годовых чисел умерших. В результате до 2010 г. следует ожидать сохранения естественной убыли населения.

Следующим приоритетным направлением социальной политики является экономическая составляющая социального развития. При этом повышение уровня благосостояния человека должно быть обусловлено не оказанием финансово-материальной помощи, а достижением максимального уровня реализации потенциала самообеспечения личности. Осуществление данного долгосрочного направления возможно при условии реализации совокупности задач:

- достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;

- обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания по мере подъема экономики;

- содействие росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности. Создание экономических и правовых механизмов, стимулирующих использование средств для инвестирования и кредитования социально-значимых программ;

- обеспечение эффективной занятости населения города, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

- предоставление гарантий прав граждан в области труда, социальной защиты, благоприятной окружающей среды, усиление роли системы социального партнерства;

- последовательное осуществление жилищной программы, в том числе за счет субсидирования процентных ставок при кредитовании, предоставления бесплатного или

недорого жилья для малоимущих и молодых семей;

- соблюдение гарантии прав на получение образования, соразмерного устремлениям и способностям каждого человека;

- дифференциация социальной политики в отношении различных слоев населения;

- доведение до получателей социальной помощи финансовых ресурсов в полном объеме;

- обеспечение эффективности работы и экономии средств при реализации социально-значимых программ за счет привлечения общественных объединений и некоммерческих организаций к их реализации.

Важно достичь сбалансированности между социальными потребностями населения и финансово-экономическими, материально-техническими, природными, кадровыми возможностями их обеспечения.

Одним из главных приоритетов социального развития должно явиться достижение максимального уровня предоставления возможностей для формирования гармоничной личности. Для этого необходимо стабилизировать процесс ценностной ориентации населения путем развития культуры, организации досуга, создания необходимых условий для реализации творческих, интеллектуальных возможностей каждого горожанина.

Успешность любых усилий и предлагаемых мер в отношении других приоритетных направлений, рассматриваемых в данной Концепции, в значительной степени будут обусловлены развитием нормативно-правовой базы, политико-общественной активностью горожан. Особое внимание следует уделить развитию общественных инициатив и движений посредством финансирования из средств городского бюджета социально-значимых программ и проектов общественных объединений города, победивших в конкурсе муниципальных грантов. Необходимо обеспечить создание новых и совершенствование существующих правовых основ социальной политики города, которые отвечали бы поставленным приоритетам.

Политика в области здравоохранения, образования, культуры, науки и решения других социальных проблем способствует созданию благоприятных условий для воспроизводства населения, эффективного труда, что является важнейшими направлениями реализации курса на саморазвитие города.

Достижение поставленных в Концепции целей социального развития города предполагает решение следующих задач:

– создание оптимальной инфраструктуры оказания адресной помощи различным группам населения с ограниченными физическими и социальными возможностями;

– содействие оптимизации соотношения между доходами активной части трудоспособного населения и социально уязвимыми слоями и группами;

– обеспечение эффективной занятости и мобильности рабочей силы города;

– создание благоприятной информационной среды для формирования рынка труда;

– укрепление городской системы образования в соответствии с государственными стандартами;

– укрепление системы бесплатной медицинской помощи и лекарственного обеспечения в объеме государственных гарантий; совершенствование системы управления молодежной политики в городе;

– формирование общегородских традиций, привлекательного социокультурного профиля города;

– совершенствование структуры муниципальных органов управления социальными процессами.

Стратегия реформы социальной сферы, разработанная применительно к этим целям и задачам, предусматривает этапность: На первом этапе – 2003 – 2004 гг. необходимо замедлить темпы снижения показателей социального развития. Для этого следует: а) осуществлять оперативные меры по совершенствованию системы управления социальной сферой; б) отрабатывать правовые, организационные, финансовые вопросы реформирования социальной сферы города; в) улучшать кадровое обеспечение отраслей социальной сферы; г) осуществлять мониторинг общественного мнения о проводимых социальных реформах. Реализация данного этапа позволит увеличить показатель «Индекс развития человеческого потенциала» с 0,59 до О,61. На втором этапе – 2005 – 2007 гг. представляется возможным стабилизировать показатели социального развития города. «Индекс развития человеческого потенциала» к концу прогнозируемого периода составит0,66. Причем рост показателя будет обусловлен экономическим подъемом.

Третьему этапу - 2008 – 2010 гг. соответствует период повышения благосостояния населения города, улучшения условий и качества жизни, и, соответственно, роста показателей социального развития. «Индекс развития человеческого потенциала» составит в 2010 г. 0,75. Преодоление кризиса в социальной сфере и осуществление программ для сохранения и развития человеческого потенциалавозможно лишь при условии устойчивого роста производства в реальном секторе экономики города. Необходимыми условиями перехода к росту являются:

- повышение эффективности использования трудовых, финансовых, материальных, природных и других ресурсов;

- создание благоприятного инвестиционного климата, рост инвестиций;

- создание механизма эффективного управления социально- экономическими процессами.


к оглавлению

1.1. Обеспечение занятости и повышение мобильности рабочей силы в г. Чите

1.1.1. Анализ текущего состояния рынка труда и трудовых ресурсов

Занятость и рынок труда – ключевые проблемы социальной политики, так как человеческий фактор является одним из решающих в реализации курса на саморазвитие города. Профессия, квалификация, трудовой опыт людей, духовный и интеллектуальный потенциал – основа эффективного использования трудовых ресурсов, роста производительности труда, эффективности производства и управления.

В экономике города в 2000 г. было занято 114,7 тыс. человек, что составляет 58,6% от численности трудоспособного населения города. В том числе на крупных и средних предприятиях занято 109,1 тыс. человек, или 95,1% всех работающих. Среднесписочная численность персонала на крупных и средних предприятиях в 2000 г. увеличилась по сравнению с 1999 г. на 1,6%. Несмотря на увеличение численности работающих, в целом по городу сократилась число работающих на предприятиях автомобильного транспорта – на 26,1%, авиационного транспорта – на 9,3%, торговли и общественного питания – на 5,6%. Также сократилась численность работающих на предприятиях здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, финансов, страхования.

Реформирование экономики создало еще одну социальную проблему – безработицу. Статус безработного в г. Чите имеют 669 человек, или численности трудоспособного населения. При этом установлено, что в качестве безработного регистрируются не более 20 – 25% населения, не имеющего работы. Наблюдается тенденция сокращения численности официально зарегистрированных безработных, что обусловлено финансовыми трудностями службы занятости населения, изменениями в законодательстве.

Наибольшая доля безработных зарегистрирована в Железнодорожном, Центральном и Черновском районах города. Социально-трудовая напряженность является отражением общей ситуации в городе. Закрытие предприятий, падение объемов производства, массовая безработица и обнищание преобладающей части населения наблюдается в Черновском районе. Там не работают практически все предприятия, которые были единственным источником средств существования людей. В различных сферах экономики задействовано: 30% в технических и гуманитарных отраслях; 13% в частных фирмах; 20% – занято неквалифицированным трудом.

Уровень устойчивости на рынке труда необходимо соотнести с уровнем квалификации, количеством специальностей, которыми владеет человек и опытом работы. Молодежь в возрасте 16 – 29 лет в общей численности зарегистрированных безработных составляет 22,3%. При этом более 50% безработных – это люди с высшим или средним профессиональным образованием.

Рассматривая динамику численности безработных по продолжительности безработицы, можно отметить следующее: большинство населения ищут работу от 1 до 8 месяцев, при этом незначительно сокращается численность

безработных с продолжительностью более года.

Решению проблем адаптации безработных призвана способствовать складывающаяся система профессиональной ориентации. В работе по организации профессионального обучения и трудоустройства органы службы занятости должны активно взаимодействовать с местными органами исполнительной власти, отделами образования, комитетом по делам молодежи, отделами внутренних дел.

Подбор учебных заведений, центров по организации всех форм профессионального обучения необходимо осуществлять на основе экспертных проверок с учетом основных требований: наличия лицензии на образовательную деятельность, материальной базы, возможности оперативно реагировать на изменения на рынке труда, стоимости обучения. Система переподготовки в учебных центрах не должна подменять собой существующую систему профессиональной подготовки в школе, ПГУ, техникумах. Эффективность

организации переподготовки зависит от того, насколько четко будет определена специфическая «ниша» на рынке образовательных услуг, т.е. определен круг проблем, решаемых при переподготовке (контингент переобучаемых, номенклатура профессий, по которым ведется подготовка).

Уровень и характер занятости непосредственно влияют на материальное положение населения, размеры его доходов. Потеря работы, как правило, означает для человека переход в низшую социальную группу по качеству и уровню жизни. Таким образом, занятость населения – один из важных индикаторов состояния социальной сферы города.

1.1.2. Основные направления стабилизации ситуации в сфере труда и занятости населения

Целью данного направления является обеспечение занятости населения для повышения его материального благосостояния и социально- психологического статуса.

Достижение поставленной цели предполагает реализацию следующих задач:

– совершенствование системы профессионального обучения безработных;

– совершенствование организации работы по профессиональной ориентации граждан;

– обеспечение дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан;

– организация и проведение общественных работ;

– совершенствование сотрудничества с работодателями.

Решение данных задач предполагает осуществление следующих мер:

– реализация программ в области экономики, экологии, управления, предпринимательства;

– содействие развитию молодежного предпринимательства, форм самозанятости населения, трудоустройства несовершеннолетних, выпускников учебных заведений, военнослужащих, уволенных в запас;

– организация системы мониторинга по изучению социального самочувствия безработных граждан;

– обновление кадрового потенциала за счет трудоустройства молодежи;

– разработка и реализация целевых программ содействия переподготовке и профессиональной адаптации граждан, нуждающихся в трудоустройстве;

– улучшение условий и охраны труда, профилактика и снижение производственного травматизма;

– развитие системы социального партнерства.

Важнейшая категория трудовых отношений – заработная плата, призванная играть стимулирующую роль, как в социальной сфере, так и в экономике. В области оплаты труда наиболее важными задачами ее регулирования на муниципальном уровнестанут гарантирование своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений, повышение значимости стимулирующей функции оплаты труда.

В соответствии с перспективами развития отраслей материального производства и непроизводственной сферы численность занятых в экономике г. Читы возрастет к 2010 г. на 12,8 тыс. человек, или на 11% к уровню 2000 г. Наибольший рост обусловлен увеличением числа рабочих мест в следующих отраслях промышленности города: пищевой, легкой, машиностроении, деревообработке.

к оглавлению

1.2. развитие муниципального здравоохранения г.Читы

1.2.1. Анализ состояния городской системы здравоохранения

Система здравоохранения города предназначена для оказания населению медицинской помощи и профилактики заболеваний. Здравоохранение г. Читы характеризуется достаточно высокими показателями в ряде компонентов. В сравнении со средними показателями по России хорошо развита сеть больничных учреждений. Относительно высоким показателем является обеспеченность населения средним медицинским персоналом, так в 2000 г. приходилось 142 специалиста на 10000 населения. По состоянию на 01.09.2002 г. этот показатель по муниципальным медицинским учреждениям города составил 52,7 специалиста на 10000 населения (при средне-областном 83,2, средне-российском 96,5).

Одновременно от средних показателей по России отстает ряд параметров, играющих значительную роль в развитии городского здравоохранения. Всего в городе в 2000 г. работало 3431 врачей всех специальностей, в том числе в муниципальных учреждениях 1149 человек. В последние годы наблюдается тенденция сокращения их численности по всем специальностям. Обеспеченность населения города врачами в 2001 г. по медицинским муниципальным учреждениям составила 36,1 человек на 10000 населения при средне- областном показателе 38,7. При этом на современном этапе существует потребность в 150 врачах и 225 средних медицинских работниках. В 2000 г. в городе функционировало в общей сложности 6659 больничных коек, в том числе в муниципальных медицинских учреждениях 1546. Обеспеченность больничными койками на 10000 населения составила 219 единиц, что на 3,3% выше, чем в 1998 г.

С учетом существующих требований продолжается реструктуризация коечного фонда и реорганизация лечебно- профилактического процесса, как в стационарах, так и в амбулаторно-поликлинических учреждениях. По состоянию на 01.09.2002 г. обеспеченность больничными койками по муниципальным медицинским учреждениям составила 53,5 на 10000 населения при средне-областном 107. Медицинская помощь оказывается 24 муниципальными учреждениями. Кроме этого население города имеет возможность получать медицинскую помощь в учреждениях областного подчинения. В городе расположены Областная клиническая больница, Детская областная больница, Областной диагностический центр, Центр по профилактике СПИДа, Областная станция по переливанию крови, Областной врачебно-физкультурный диспансер, Наркологический диспансер, Областные онкологический, противотуберкулезный, кожно-венерологический диспансеры и ряд других медицинских учреждений. Число муниципальных аптечных предприятий с 1995 г. сократилось на 71,5% и составило 6 единиц.

Основной причиной закрытия муниципальных аптек явилась убыточность предприятий. Первое полугодие 2001 г. с убытками закончила аптека №4 (124,8 тыс. руб.). Однако с аналогичным периодом прошлого года убытки уменьшились на 96,9 тыс. рублей. В аптеке № 75 убытки составили 171,4 тыс. рублей. Основная сумма убытков выросла за счет списания на финансовый результат долга предприятия банкрота ТОО «Апиаптека». Дебиторская задолженность в аптечной сети сократилась в 2,6 раза по сравнению с первым полугодием 2000г. и составила на 01.07.2001г. 291,8 тыс. рублей. Кредиторская задолженность составила на 01.07.2001г. 4803,4 тыс. рублей. Самая задолженность по аптеке № - 2400,7 тыс. рублей, в том числе 2124,2 тыс. рублей поставщикам.

Финансирование учреждений здравоохранения осуществляется из трех источников:

– бюджетное финансирование;

– средства обязательного медицинского страхования;

– средства от оказания платных медицинских услуг.

За счет бюджета города финансирование осуществляется на 34,2% от потребности по итогам 2001 г. Финансирование за счет обязательного медицинского страхования (оплата медицинских услуг по реестрам) составляет 33,9%.

Доля средств, поступающих от оказания платных медицинских услуг, составляет всего 2,9% от общего финансирования. По итогам 2001 г. из всех источников финансирования поступило в лечебно-профилактические учреждения 259322,7 тыс. руб., что составило 59,3% от потребности.

Увеличился расход по всем источникам финансирования на 1 жителя с 683,5 руб. до 897,4 руб. В то же время существующий дефицит бюджетных средств отражается на состоянии материально-технической базы лечебных учреждений, которая требует укрепления. Медицинское оборудование так же нуждается в замене. Несмотря на недостаточное финансирование отрасли в стационарах города внедряются новые технологии лечения больных. Так благодаря финансированию муниципальной целевой программы «Эндохирургия» в городской клинической больнице № 1 совершенствуется форма оказания эндохирургической медицинской помощи населению. Внедрен метод артоскопии, оторинолариноскопии, что приводит к сокращению срока лечения больных и в конечном итоге – экономии финансовых средств, связанных с лечением больных.

Учитывая, что стационарная помощь населению является дорогостоящей, в амбулаторно-поликлинических учреждениях города внедряются стационары на 50 коек и при больницах стационары дневного пребывания на 58 коек, при минимальной потребности 150 коек.

Таким образом, сложный период социально-экономических преобразований в стране не мог не сказаться на развитии системы здравоохранения города Читы. Здравоохранение с его потенциалом удалось сохранить, но вместе с тем накопился ряд проблем, требующих немедленного решения, в их числе:

– неудовлетворительное финансирование;

– дефицит кадров;

– слабая материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений города;

– проблемы коммерциализации системы здравоохранения города;

– проблемы реструктуризации городского здравоохранения.

1.2.2. Концепция развития городского здравоохранения

Целью Концепции развития городского здравоохранения является сохранение и улучшение здоровья населения г. Читы на основе повышения качества оказываемой медицинской помощи и проведения профилактических мер.

Достижение цели с учётом ситуации, сложившейся в городской системе здравоохранения, предполагает

решение следующих задач:

– увеличение числа мероприятий по медицинской профилактике;

– реорганизация амбулаторно-поликлинической службы с целью переноса тяжести по оказанию медицинской помощи со стационаров на поликлиническую сеть;

– внедрение в медицинскую практику современных технологий профилактики, диагностики и лечения;

– обеспечение сбалансированности объемов государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской и лекарственной помощи с финансовыми возможностями города;

– проведение структурных преобразований в системе здравоохранения для оптимизации сети лечебно-профилактических учреждений;

– обеспечение хозяйственной самостоятельности медицинских учреждений и расширение спектра организационно-правовых форм медицинских организаций.

Основным направлением улучшения функционирования отрасли является изменение подхода к её финансированию, которое необходимо осуществлять с позиции стратегической значимости здравоохранения как системы жизнеобеспечения жителей города.

Условия реализации положений Концепции в области здравоохранения:

1. Увеличение доли бюджетного финансирования.

2. Подушевое финансирование отрасли здравоохранения.

3. Совместная работа с территориальным фондом обязательного медицинского страхования, увеличение объема финансирования на оказание медицинской помощи неработающему населению;

4. Развитие платных услуг населению, не входящих в базовую программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению:

а) развитие сервисных услуг;

б) развитие новых высоких технологий;

5. Рациональное использование имеющихся материальных ресурсов;

6. Снятие несвойственных для здравоохранения функций по обслуживанию наружных тепловых сетей и трансформаторных подстанций.

7. Разработка и утверждение территориальных целевых программ по основным блокам:

– Эндохирургия;

– развитие здравоохранения;

– предупреждение и лечение артериальной гипертонии.

Пути достижения поставленных задач:

1. Решение кадрового вопроса. Решение кадрового вопроса по обеспечению персоналом лечебно-профилактических учреждений города путем организации муниципального заказа перед Читинской государственной медицинской академией и медицинским базовым колледжем. Повышение квалификации имеющегося кадрового потенциала путем проведения обучения на существующих территориальных и центральных базах.

2. Укрепление материально-технической базы. Укрепление и развитие материально-технической базы, предполагающее:

- своевременный капитальный и текущий ремонт лечебно- профилактических учреждений;

- строительство (пристройка к детской поликлинике №1, обсервационного родильного дома и корпуса городской клинической больницы №1);

- обеспечение лечебно-профилактических учреждений современным оборудованием.

3. Решение организационных вопросов. Внедрение в практику здравоохранения эффективных технологий диагностики и лечения болезней, совершенствование

организации; поликлинической служ6ы:

- внедрение врача общей практики;

- развитие стационар замещающих технологий;

- внедрение высоких технологий, позволяющих более эффективно использовать имеющиеся ресурсы;

- возврат к существовавшей ранее системе диспансеризации населения, и, прежде всего, среди детей и подростков;

- интеграция муниципального здравоохранения с областными и ведомственными лечебно-профилактическими учреждениями, находящимися на территории

г. Читы формированием единой системы оказания медицинской помощи населению г. Читы;

- передача муниципальных детских лечебных учреждений, оказывающих стационарную медицинскую помощь, в собственность;

- формирование на базе городской клинической больницы №1 полноценной больницы скорой медицинской помощи.

Гигиеническое воспитание и обучение населения. Изменение ментального отношения населения к своему здоровью путем жизни, внедрение в школах программ по сохранению репродуктивного здоровья.

Приоритетными направлениями развития здравоохранения определить:

- материнство и детство;

- снижение заболеваемости и профилактика инфекционных и не инфекционных социально-значимых заболеваний;

- усиление работы по медицинской профилактике.

к оглавлению

1.3. Формирование условий экологической комфортности и безопасности

Формирование условий экологической комфортности и безопасности предполагается как базовое для перехода к устойчивому развитию. В достижении этих целей следует предусмотреть:

- порядок планирования и финансирования природоохранных мероприятий в размере до 3% расходной части бюджета города, придать соответствующей строке в бюджете статус защищенной статьи;

- в генеральном плане города классификацию земель по экологическим признакам;

- сохранение природного каркаса города, состоящего из зеленой пригородной зоны, зеленых и водоохранных насаждений водоемов, малых водных протоков и оврагов;

- управление качеством жизни на основе критериев устойчивого развития городской агломерации;

- сокращение потребления ресурсов, в том числе земельных;

- снижение выбросов вредных веществ в атмосферу от теплоэнергетического комплекса города, автомобильного и авиационного транспорта, переход на неэтилированный бензин, экологизация системы сжигания топлива и др.; создание альтернативной системы тепло- и энергоснабжения;

- обеспечение эффективной санитарной защиты городских водозаборов, охраны месторождений питьевой воды, учёта снижения и оптимизации коммунального, промышленного и сельскохозяйственного водопользования; исключение сброса неочищенных, ливневых, промышленных и иных стоков;

- переработку, вторичное использование и безопасное захоронение отходов производства и потребления, рекультивацию существующих полигонов и несанкционированных свалок; создание городской терроструктуры сбора и переработки отходов;

- необходимые меры по сохранению биоразнообразия на урбанизированной территории.

к оглавлению

1.4. Основные направления повышения безопасности жизни населения

Рост количества преступлений в последние годы, направленных против здоровья и жизни граждан, посягательств на имущество всех форм собственности, сохранение высокого уровня правонарушений в общественных местах и угроза терроризма влияют на безопасность жизни населения города.

Следовательно, цель Концепции состоит в создании условий, обеспечивающих безопасность жизни населения посредством снижения уровня правонарушений и преступности.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующего круга задач:

- обеспечение координации деятельности правоохранительных органов и органов городского самоуправления по борьбе с преступностью и правонарушениями;

- разработка и реализация целевых программ по профилактике и пресечению преступлений в г. Чите;

- принятие мер по реорганизации милиции общественной безопасности посредством создания городского управления (отдела) милиции общественной безопасности;

- возрождение деятельности добровольных народных дружин с обеспечением социальных и правовых гарантий членов добровольных народных дружин;

- расширение сети участковых пунктов милиции;

- реорганизация сети медицинских вытрезвителей города . передачи их в ведение органов здравоохранения.

к оглавлению

1.5. Развитие городской системы образования

1.5.1. Анализ текущего состояния системы образования г. Читы

Система образования города призвана содействовать приумножению духовного и интеллектуального потенциала, созданию возможностей для развития личности. При этом, она как часть социальной инфраструктуры охватывает детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, средние специальные и высшие учебные заведения.

Развитие всех звеньев образования обуславливается демографическими процессами,, которые влияют на рост или снижение потребностей в услугах учреждений образования.

В 2000 г. в городе функционировало 81 дошкольное образовательное учреждение, в том числе 68 – муниципальных. В них воспитывалось 8819 детей. По состоянию на 01.09.2002 г. не охвачено дошкольным воспитанием в городе около 8000 детей, что создает проблему, что создает проблему «неравного старта» в школе, так как дети приходят неодинаково подготовленные к обучению. При этом за последние годы в городе были закрыты 9 детских садов.

Предметом особой заботы является проблема поднятия престижа дошкольного образования в глазах родителей, общественных и государственных организаций, т.е. тех, кто может содействовать его развитию и совершенствованию. Ведется поиск новых экономически целесообразных форм дошкольного образования. Осуществляется работа по открытию и организации на базе детских садов начальных классов. Таких классов в городе – 21. Родители полностью оплачивают питание детей, а также дополнительные образовательные и медицинские услуги.

Другой немаловажной проблемой является обеспечение оптимальных гигиенических основ образовательного процесса и изучение стандартов охраны жизни и здоровья воспитанников дошкольных образовательных учреждений. В городе значительное внимание уделяется взаимодействию дошкольных учреждений с различными лечебно-оздоровительными структурами: детскими поликлиниками, областным врачебно-физкультурным диспансером, оздоровительным центром «Феникс».

Дошкольники, имеющие различные отклонения в здоровье и физическом развитии, охвачены системой специализированных дошкольных учреждений, где созданы все необходимые условия для их полноценной жизни. За 2000-2001 учебный год было открыто на базе детского сада в 89 специализированное санаторное дошкольное образовательное учреждение для детей с туберкулезной интоксикацией. Однако данный центр функционировал непродолжительное время и был закрыт в связи с аварийным состоянием здания.

Такого рода учреждений в городе недостаточно. По данным поликлиник более 600 детей нуждается в коррекционной помощи.

На современном этапе назрела объективная необходимость разработки в городе нормативно-правовой базы, позволяющей открывать группы для детей с отклонениями в развитии в общеразвивающих детских садах, а также введение в штат детских садов компенсирующего типа ставки невропатолога, ортопеда, физиотерапевта, массажиста в дополнение к логопеду и дефектологу. Тем самым детский сад сможет осуществлять интеграцию детей со слабо выраженными дефектами в среду нормально развивающихся сверстников.

Несмотря на активную и целенаправленную работу по оздоровлению детей, в прошедшем учебном году отмечался рост их заболеваемости. Если в 1999 г. один ребенок пропускал в год по болезни 14,3 дня, то в 2000 – 2001 гг. – 15,2 дня. Всего пропусков по болезни было в 1999 – 2000 г. – 154834 дня, в 2000 – 2001 г, – 164850 дней.

Причины снижения уровня состояния здоровья детей следующие:

- ухудшение медико-социальных условий пребывания детей в детском саду и дома;

- отсутствие полноценного питания (дети недополучают овощей, фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, мяса);

- отсутствие системы осуществления закаливающих процедур, обусловленное неравномерностью подачи горячей и холодной воды;

- отсутствие штатных единиц медицинских сестер в детских дошкольных учреждениях;

- отсутствие необходимой информации о состоянии здоровья детей для своевременной профилактики и коррекции психофизического здоровья.

Осуществляется отработка модели дошкольных учреждений как учебно-развивающих систем в условиях экспериментальных площадок. Областная экспериментальная площадка: детский сад №22 и педагогический университет; городская экспериментальная площадка: детский сад №107 и Читинский государственный педагогический университет (кафедра психологии), детский сад №74 и Читинская государственная медицинская академия.

Обновление содержания, апробация новых педагогических технологий, овладение педагогами новыми методами и формами работы занимают одно из главных мест в работе образовательных учреждений. Однако необходимо отработать механизм внедрения результатов экспериментальной работы. Для этой цели следует определить систему переноса итогов эксперимента в практику работы учреждений, работающих в инновационном режиме.

Работу по воспитанию и образованию детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляют 980 педагогов, из них с высшим образованием – 340 человек (34,7%), с высшей квалификацией – 361 человек.

В целях сохранения сети дошкольных учреждений необходимо продолжить работу по созданию учебно-воспитательных комплексов «детский сад – школа», «детский сад – школа – ВУЗ». В основе деятельности таких комплексов лежит идея обеспечения высокого уровня развития личности и приоритетных направлений в работе каждого звена системы образования.

В настоящее время в системе общего среднего образования города функционируют 64 образовательных учреждения различного типа и вида, в том числе 6 начальных школ, 2 детских комплекса

(начальная школа – детский сад), 47 средних образовательных учреждений. Обновляются содержание и методы образования, более гибкой становится структура учреждений. Дети, нуждающиеся в длительном лечении или имеющие недостатки в физическом или умствен- ном развитии, обучаются в общеобразовательных оздоровительных, санаторно-лесных школах или школах-интернатах. Из 372 детей-инвалидов 223 обучаются на дому.

Вечерние школы (школы для взрослых) преобразуются в центры образования молодежи, ориентированные на сочетание общеобразовательной и профессиональной подготовки тех молодых людей, которые после школы приходят на производство и совмещают работу с учебой.

Численность учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях неуклонно снижается, что обусловлена складывающейся в городе демографической ситуацией. В 2000 г. обучалось 45,2 тысячи человек, что на 4,7% меньше, чем в 1998 г. При этом более 140 детей не посещали школу в течение года; наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в Черновском районе – 58 детей, Железнодорожном – 33 ребенка.

Важным при анализе проблем развития системы общего образования является показатель сменности работы школ. Абсолютная численность обучающихся в 2-3 смены, по сравнению с 1998 г. сократилась на 0,9 тыс. человек (5%). Удельный вес данной категории обучающихся возрос с 38% в 1998 г. до 39% в 2000 г.

На современном этапе сохранение существующей сети учреждений общего образования при сокращении численности учащихся позволит сократить сменность занятий, а в дальнейшем полностью ее ликвидировать.

Серьезную тревогу вызывает организация горячего питания, подвоза детей в школы, обеспечение учебниками, методической литературой учителей.

Школы города испытывают недостаток в педагогических кадрах. По состоянию на 01.09.2002 г. количество учителей в общеобразовательных школах составило 2615 человек. В настоящее время существует потребность в учителях английского языка, истории, физкультуры, трудового воспитания, музыки.

Комитет образования проводит работу по повышению квалификации руководителей образовательных учреждений. С этой целью ежемесячно проводятся совещания, семинары по изучению нормативных документов, внедрению новых технологий в образовательный процесс.

Преобразования, происходящие в обществе, привели к падению нравственности. Все больше становится брошенных, оставшихся без попечения родителей детей.

Обостряется криминогенная обстановка среди подростков. В настоящее время по состоянию на 01.09.2002 г. в городе не обучаются 206 детей школьного возраста. На учете в районных отделах внутренних дел состоят 169 детей и подростков. Наиболее неблагоприятная обстановка складывается в школах №№6, 11, 14, 16, 17, 33, 52.

В органах внутренних дел состоит на учете 299 учащихся школ.

Организация летнего отдыха детей и подростков в настоящее время входит в число острых социальных проблем. Безработица, низкий уровень жизни многих семей негативно сказываются на положении детей, их здоровье.

Ежегодно увеличивается потребность в путевках в загородные оздоровительные лагеря. Однако не каждый ребенок получает возможность отдохнуть в них. Это одна из причин того, что в летний период резко увеличивается безнадзорность детей, число детских преступлений, травматизм.

Стратегия профессионального образования обусловлена социально- экономическими потребностями города. Образование оказывает воздействие на экономику, поскольку обеспечивает развитие производительных сил, участвует в формировании и регулировании рынка рабочей силы.

В настоящее время в городе работает 10 средних специальных учебных заведений, 4 из которых имеют статус колледжа. Подготовка специалистов среднего звена для предприятий и учреждений ведется по 22 направлениям и 88 специальностям и специализациям. В городе осуществляют образовательную деятельность 8 профессиональных учебных заведениях. Задачей реформы профессионального образования в городе Чите является создание систем непрерывного образования на основе интеграции учебных заведений разного уровня.

Специалистов с высшим образованием готовят в государственных и коммерческих высших учебных заведениях. Актуальными проблемами высших учебных заведений на сегодняшний день являются: переход на новые государственные образовательные стандарты с учетом потребностей специалистов в регионе, дальнейшее совершенствование непрерывного профессионального образования, социальная защита студентов, молодых специалистов и преподавателей, сохранение и развитие материальной базы.

Основой для разработки конкретных планов мероприятий в сфере образования должна стать стратегия социально-зкономического развития города.

1.5.2. Концепция развития системы образования города

Цель развития системы образования состоит в реализации равных прав граждан на получение качественного образования всех уровней и ступеней, способствующего их духовному, физическому и интеллектуальному развитию. Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:

– достижение высокого качества образования во всех типах и видах образовательных учреждений на территории города;

– восстановление статуса воспитательной работы в образовательных учреждениях;

– развитие научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности в системе образования г.Читы, направленной на повышение качества образования;

– развитие системы непрерывного педагогического образования; усиление взаимодействия системы образования и рынка труда, сложившегося в городе;

– разработка комплексных мер по социальной поддержке работников муниципальной системы образования;

– совершенствование нормативно-правовой базы в области образования города;

– формирование и реализация экономических механизмов, обеспечивающих систему образования финансовыми, материально- техническими, информационными ресурсами.

Достижение поставленных целей и задач предполагает реализацию следующих мер:

– подготовка и перестройка системы образования в связи с переходом на 12 летнее обучение;

– обеспечение реализации инновационных проектов и программ; развитие, разработка и реализация информационных педагогических технологий и методов обучения, включая дистанционные;

– создание организационных, научно-методических и технологических условий, направленных на формирование патриотизма, гражданственности, нравственности, любви к своему краю, стремление развивать его исторические и культурные традиции;

– создание в образовательных учреждениях системы профилактики вредных привычек и наркозависимости;

– обеспечение эффективного межведомственного взаимодействия, направленного на возвращение в образовательные учреждения детей, находящихся вне образовательных учреждений;

– создание продуктивной системы взаимодействия образовательных учреждений с учреждениями науки;

– переход на постоянное и прогнозируемое сотрудничество и совместную деятельность учреждений образования и культуры;

– создание мониторинга качества образования на основе разработки и апробации методики и технологии системной диагностики с позиций комплексного подхода к анализу, оценки и прогноза развития и результативности системы непрерывного образования;

– совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров системы образования;

– создание экономических, организационных и правовых механизмов оптимального использования потенциала системы начального профессионального образования для обеспечения прав граждан на общедоступность и бесплатность начального профессионального образования, а также на обеспечение потребностей предприятий, учреждений и организаций города в профессионально-мобильных квалифицированных кадрах;

– расширение участия общественности в управлении образованием путем создания попечительских советов, что позволит обеспечить приток в образование дополнительных финансовых, материальных ресурсов, их эффективное использование и общественный контроль.

Ожидаемые конечные результаты:

- реальный рост качества образования, определяемый в соответствии с интегральными и вариативными

- показателями для образовательных систем разного уровня;

- увеличение числа детских организаций;

- реализация инновационно-диагностического механизма управления качеством образования в муниципальной образовательной системе;

- завершение экспериментальной работы, организованной на базе ряда школ и дошкольных образовательных учреждений.

Обобщающим результатом станет сохранение и развитие городской системы образования, создание правовой базы ее развития, обеспечение самодостаточного

финансирования деятельности образовательных учреждений в интересах населения.

В сфере образования целесообразно развитие конкурентной среды, что предполагает:

1. Развитие механизмов подушевого финансирования в системе начального и среднего образования.

2. Сохранение и оптимизация структуры образовательных учреждений, интеграция учреждений начального, среднего профессионального образования, расширение доступности образовательных услуг.

3. Сохранение сети учреждений образования. Приведение численности классов, групп в состояние эффективной наполняемости, позволяющей создать условия для максимальной реализации личностного потенциала каждого ребенка, подростка.

4. Развитие негосударственных форм обучения и профессиональной подготовки, дополнительного образования и воспитания, развитие программ здоровье сберегающей педагогики обеспечивающей работу с одаренными детьми и детьми, требующими коррекционного образования.

5. Развитие хозяйственно-коммерческой деятельности на условиях определенного процента от прибыли для лиц, занимающихся этой деятельностью, процента от прибыли на содержание образовательных учреждений и коммерческих структур.

6. Сохранение финансирования учреждений дополнительного образования, летнего отдыха за счет средств государственного социального страхования, профсоюзов.

7. Содействие, оказание помощи в содержании ведомственных, спортивных сооружений, лагерей, на базе которых работают детско-юношеские, спортивные школы, организуется регулярный отдых детей.

8. Расширение опеки, попечительства, усыновления, предупреждение социального сиротства.

9. Реализацию комплекса межведомственных мероприятий по ликвидации детской безнадзорности и неграмотности.

10. Усиление государственной поддержки становления молодежного и детского движений.

к оглавлению

1.6 Развитие жилищно-коммуиальиого хозяйства

1.6.1. Анализ технического и финансового состояния ЖКХ города

Общее состояние жилищно-коммунального комплекса г. Читы характеризуется высокой степенью износа основных фондов, большими потерями теплоэнергии, воды; в области экономики – неудовлетворительным финансовым положением.

Износ коммунальной инфраструктуры города составляет более 80%, особенно изношены системы водоснабжения населения г. Читы. Потери тепла при эксплуатации существующих тепловых сетей значительно превышают нормативы. Потери, связанные с утечками из-за внутренней и внешней коррозии тру составляют 10-15%, а срок службы теплотрасс по этой причине в 4-5 раз ниже нормативного. Суммарные потери в тепловых сетях достигают 40% от произведенной тепловой энергии.

Из-за повышенного загрязнения водоисточников традиционно применяемые технологии обработки воды стали в большинстве случаев недостаточно эффективными и не всегда обеспечивают подачу населению питьевой воды, со ответствующей по качеству санитарным нормам. Более 40% подаваемой пить~ вой воды не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического надзора. Утечка и неучтенный расход воды в системах водоснабжения составляет в среднем 25% от всей подачи воды в год.

Из эксплуатирующихся канализационных очистных сооружений 60% перегружены, 38% сооружений эксплуатируются 25-30 лет и более и требуют срочной реконструкции.

Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов оптимизации структуры тарифов, снижения нерациональных затрат материально- технических ресурсов. В итоге затраты, например, электроэнергии на производство и реализацию 1 куб. м. воды на 20% выше среднероссийского уровня. численность персонала в расчете на 1000 обслуживаемых жителей в 1,2 раза выше, чем в аналогичных предприятиях России. Удельное потребление воды на одного жителя в 1,5 раза выше, чем в среднем по стране.

Монополизм коммунальных предприятий, неразвитость гражданско-правовых механизмов ответственности за качество и количество оказываемых услуг не позволяют эффективно защищать интересы потребителей в сфере надежности обслуживания и качества услуг, которые сегодня находятся на беспрецедентно низком уровне. Недофинансирование коммунальной сферы обуславливает и отсутствие экономического интереса в создании товариществ собственников жилья, что в еще большей степени снижает перспективы развития конкуренции.

Невыполнение бюджетом своих обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обуславливают непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций.

Все это свидетельствует о необходимости осуществления взаимосвязанных по направлениям и уровням программы действий.

1.6.2. Основные направления совершенствования ЖКХ г. Читы

Основной целью развития ЖК" г. Читы является обеспечение высокого уровня услуг в области жилищно-коммунального хозяйства для удовлетворения запросов населения и предприятий города.

В соответствии с поставленной целью в качестве приоритетного направления развития системы ЖК" на долгосрочный период должно быть определено реформирование ЖК", предусматривающее:

- совершенствование структур управления жилищно-коммунальным хозяйством и развитие рынка услуг жилищно-коммунального хозяйства; создание условий по формированию в системе ЖКХ предприятий различных организационно-правовых форм;

- выработка долгосрочной тарифной политики, предусматривающей переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг;

совершенствование системы социальной защиты горожан от повышения тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства и их качество;

- разработка политики по стабилизации финансово-экономического состояния предприятий МУП ЖКХ, предполагающей разработку организационно-технических мероприятий, включая модернизацию оборудования и страхование жилого фонда;

- разработка долгосрочной программы ресурсосбережения и экологической безопасности предприятий ЖКХ.

к оглавлению

1.7. Сохранение и развитие культуры в г. Чите

1.7.1.Анализ текущей ситуации в области культуры

Важным фактором, содействующим саморазвитию города, является куль- тура, включая сохранение архивов и памятников истории, возрождение художественных промыслов, народных обрядов и традиций, поддержку молодых дарований и сложившихся творческих коллективов, обеспечение нормального функционирования учреждений культуры.

Из-за недостатка средств, ограниченных возможностей муниципальной помощи отрасль культуры испытывает немалые трудности. Однако имеются и определенные достижения.

Основами культурной политики города в последние годы стали не только сохранение накопленного культурного потенциала, обеспечение преемственности культурных традиций, но и поддержание инноваций, обеспечивающих рост культурного потенциала города.

Важная роль в воспроизводстве культурного потенциала города принадлежит библиотекам. Население города обслуживают 123 библиотеки различных систем и ведомств, в том числе по состоянию

на 01.09.2002 г. муниципальных – 19, которые объединены в Централизованную библиотечную систему

г. Читы. По сравнению с 1990 г. в городе закрылись 52 библиотеки, преимущественно за счет ликвидации ведомственных. В основном библиотеки сосредоточены в Центральном и Ингодинском районах, что увеличивает радиус их доступности в Железнодорожном и Черновском районах. В соответствии с нормативами в каждом районе есть детская библиотека, но нет ни одной юношеской. Вместимость имеющихся библиотек недостаточна. Это связано с планировочной структурой территории. Причиной является размещение большинства библиотек в неприспособленных зданиях, в большинстве случаев – это первые этажи жилых домов. Состояние материальной базы вступает в противоречие с культурным потенциалом библиотек. Библиотеки нуждаются не просто в ремонте помещений, но и в хорошем дизайне, уютном интерьере.

Из-за недостаточных объемов финансирования приостановлена работа по программе «Информатизация библиотек. Существуют проблемы организационного характера, обусловленные несовместимостью форматов используемых программ.

В условиях ограниченного бюджетного финансирования, из-за отсутствия компьютеров в библиотеках оказалось невозможным создание единой городской информационной сети.

Историко-культурное наследие города остается мало изученным населением города, редко издаются монографии, научные сборники. Качество популярных изданий по краеведческой тематике вследствие скудного финансирования остается невысоким.

В городе не проведена паспортизация музеев, созданных учебными заведениями, организациями, учреждениями. Возможность экспозиционного и просветительского использования музейных коллекций невелика. По-прежнему не решен вопрос о размещении городского музея истории и культуры.

Органам местной власти не удается привлечь достаточно ресурсов для поддержки культурно-досуговой деятельности. Парк культуры и отдыха (ОДОРА) находится в крайне неудовлетворительном состоянии: аттракционы демонтированы, летний театр снесен, нет скамеек, освещения, складских помещений.

Сокращается сеть кинотеатров в городе: из 7 осталось 2 – «Удокан» и «Забайкалец». Значительная часть кинотеатров перепрофилированы в культурно-досуговые, эстетические центры.

Вследствие недостатка финансовых средств для воспроизводства материальных ресурсов культурно-досуговой сферы приходят в негодность здания, оборудование. В аварийном состоянии находятся здания молодежного эстетического центра «Дискант», детского эстетического центра «Орешки». Значительные сложности возникают с пошивом костюмов, приобретением музыкальных инструментов, звукоусилительной аппаратуры.

Снижение уровня жизни населения способствовало оттоку детей из кружков, студий, музыкальных и художественных школ, которые перешли на платные формы обучения или увеличили плату за обучение.

Система эстетического воспитания детей и молодежи направлена как на выявление талантов и дарований, так и на повышение общекультурного уровня подрастающего поколения. В 2001 г. была принята муниципальная целевая «Развитие культуры г. Читы на 2002 – 2005 гг. », в которой предусмотрены

переоснащения и укрепление материально-технической базы учреждений культуры. В 2002 г. (по состоянию на 01.09.2002 г.) финансирование осуществлено на сумму 2,837 млн. руб.

При осуществлении социальной и экономической политики необходимо учитывать, что культура является институтом общественного сознания, системой духовных ценностей, которые влияют на все сферы общественной и государственной жизни, в том числе и на реализацию курса саморазвития города.

1.7.2. Концепция развития культуры г.Читы

Цель развития сферы культуры г. Читы на период 2003 – 2010 гг. состоит в обеспечении более высокого культурного уровня населения на основе организации полноценного, разнообразного и содержательного досуга, гарантии прав граждан на доступ к информации.

Реализация указанной цели предполагает решение следующего круга задач:

– расширение возможности доступа всех социальных слоев населения к историко-культурным ценностям, пропаганда национальных, исторических, природоохранных традиций города;

– исследование и сохранение самобытности национальных культур народов Забайкалья;

– развитие муниципальных учреждений культуры, создание правовых, организационных и экономических условий для работы и развития библиотек, кинотеатров, культурно-досуговых учреждений, зоопарка, парка культуры и отдыха;

– модернизация, техническое оснащение учреждений культуры в целях повышения качества обслуживания населения города;

– сохранение общедоступных объектов культуры (библиотеки, музеи, театры). Содействие в укреплении и развитии их материальной базы.

Приоритетными направлениями развития культуры и искусства в г. Чите являются:

– сохранение, освоение и использование историко-культурного наследия;

– дальнейшее развитие библиотечного дела;

– поддержка исполнительского искусства;

– подготовка специалистов для учреждений культуры;

– развитие сферы культурно-досуговой деятельности;

– формирование и развитие культурного уровня у детей;

– развитие индустрии культуры.

к оглавлению

1.8. Развитие физической культуры и спорта города

1.8.1. Анализ текущей ситуации в области оздоровительной и спортивной деятельности

Анализ развития физической культуры и спорта в городе выявил:

1. Несоответствие между потребностями населения и возможностями спортивных сооружений города в

предоставлении необходимых услуг. Данное обстоятельство находит отражение в следующих явлениях:

– смена профиля и сокращение спортивных залов и сооружений;

– отсутствие спортивно-оздоровительных комплексов и спортплощадок в жилых микрорайонах;

– снижение доступности отдельных видов оздоровительной деятельности в связи с введением платности доставления этих услуг.

2. Дисбаланс между потребностями в квалифицированных кадрах и отсутствием должных условий для их подготовки и

сохранения, что обусловлено:

– низкой заработной платой, снижением социального статуса квалифицированных специалистов в области физической культуры спорта;

– отсутствием механизмов стажировки и повышения квалификации тренерского состава.

1.8.2. Концепция развития физической культуры и спорта города

Исходя из аналитической оценки текущего состояния физической туры и спорта в г. Чите, цель развития данного направления состоит в эффективном использовании возможностей физической культуры и спорта решении оздоровительных, воспитательных задач, формировании и реализации потребностей населения города в здоровом образе жизни.

Реализация представленной цели предполагает решение следующих задач:

– увеличение численности горожан, занимающихся физической культурой и спортом;

– повышение уровня физической подготовки и физического здоровья горожан;

– повышение мастерства и улучшение результатов выступлений спортсменов г. Читы на зональных российских соревнованиях.

Достижение поставленной цели и решение перечисленных задач ( осуществляться посредством:

– развития физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы по месту жительства;

– развития молодежного и детско-юношеского спорта;

– укрепления и развития материально-технической базы;

– развития информационно-образовательной деятельности для пропаганды ценностей физической культуры и спорта;

– создания эффективной системы подготовки спортсменов города;

– реабилитации и социальной адаптации инвалидов посредством физической культуры и спорта.

В основу осуществления вышеперечисленных направлений заложены следующие принципы:

– комплексное развитие физического и социокультурного потенциала человека;

– непрерывность физического воспитания и образования различных возрастных групп горожан на всех этапах их

жизнедеятельности;

– консолидация действий органов исполнительной и законодательной власти муниципального и регионального уровней,

организаций, общественных объединений и граждан, направленных на разработку и реализацию комплекса мер по

развитию физической культуры и спорта в г. Чите.

Приоритетным направлением деятельности в области физкультуры и спорта должны выступать самореализация, саморазвитие и творчество жителей г. Читы.

к оглавлению

1.9. Развитие системы социального обеспечения

1.9.1. Анализ текущей ситуации

Конституция определяет Российскую Федерацию как социальное государство, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (статья 7). Социальное обеспечение определяется, как обязательство государства содержать своих граждан, которые по социально значимым причинам не имеют достаточных средств к существованию, для удовлетворения насущных потребностей. Закономерности формирования благосостояния населения во многом определяются демографическими параметрами семей. Семьи, обладающие разным демографическим потенциалом, находятся в неодинаковых условиях, имеют неравные возможности в получении доходов и распределении их внутри семьи. В настоящее время в городе около 400 многодетных семей (5 и более детей) и около 9000 малообеспеченных семей. В отношении данной категории населения необходимы целенаправленные меры адресной социальной помощи. В органах социальной защиты населения города на 01.01.2000 г. состояло на учете 66889 человек. Из числа пенсионеров более половины относятся к категории остро нуждающихся.

Обеспечение жизнедеятельности социально-уязвимых групп и слоев населения является системой социальной безопасности общества в целом. Инфраструктура системы социальной безопасности включает учреждения социальной защиты и социального обслуживания населения.

Учитывая, что социальные проблемы становятся многообразнее, число нуждающихся в оказании социального обслуживания (лица пожилого возраста, инвалиды, дети, нуждающиеся в реабилитации) увеличивается, возникает необходимость в развитии социальных служб. В городе сегодня работает Центр социальной помощи семье и детям, который оказывает услуги: социально-экономические, медико-социальные, психологические, педагогические, юридические, он расположен в Центральном районе города. Имеется два социальных приюта. Данные учреждения осуществляют профилактическую работу по предупреждению безнадзорности среди несовершеннолетних, обеспечивают им временное проживание, оказывают социальную, правовую и другие виды помощи. Ингодинский центр социального обслуживания на 15 мест оказывает услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам. В городе работают отделения социальной помощи на даму, организована срочная социальная помощь

В расходной части бюджета выделена статья, носящая социальную направленность – социальное обеспечение. Бюджетные средства направляются на содержание отделов социальной помощи на дому, Центра социальной реабилитации, городского кризисного центра для беспризорных детей, территориального центра социальной помощи Черновского района. При этом финансирование этих мероприятий осуществляется на 70-80% от запланированного уровня. Крайне неудовлетворительно выплачиваются ежемесячные пособия на детей. Так, в 2000 г. финансирование данной статьи составило 32,5% к плану.

В условиях, когда бюджет города практически не в состоянии обеспечивать социальную поддержку населению, изыскиваются возможности привлечения внебюджетных средств для решения имеющихся проблем. Источником финансирования социальных мероприятий является Читинский областной фонд социальной поддержки населения.

За прошедший год различными видами помощи были охвачены все муниципальные образования. Однако большая часть помощи направлена жителям г. Читы – 676,2 тыс. рублей (36,5%). В городе работает городская служба социальной поддержки при комитете здравоохранения Администрации города, которая финансируется из городского бюджета. Однако главами Администрации районов города Читы мало принимается эффективных мер к изысканию резервов внутри города за счет работающих предприятий, организаций, участия спонсоров для решения социальных проблем.

1.9.2. Концепция развития системы социального обеспечения города

Целью Концепции развития системы социального обеспечения является повышение уровня жизни малообеспеченных и малоимущих одиноко проживающих граждан посредством оказания социальной помощи.

Приоритетными направлениями муниципальной политики в области социального обеспечения являются:

- социальная поддержка семей с несовершеннолетними детьми, детей-сирот, опекаемых детей;

- социальная поддержка пожилых граждан;

- социальная поддержка и реабилитация инвалидов.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- проведение ежегодного мониторинга социально-экономического положения и социально-психологического состояния

- различных групп населения города (семья, дети, престарелые, инвалиды и т.д.);

- изыскание дополнительных источников для содержания учреждений и частичного покрытия расходов на другие

- оциальные мероприятия за счет постепенного наращивания объемов платных услуг, а также привлечения других

- дополнительных источников финансирования;

- расширение бесплатных видов услуг в системе социального обслуживания;

- расширение сети стационарных учреждений для оказания всесторонней помощи социально-уязвимым группам населения: домов для одиноких пенсионеров, реабилитационных центров, социальных приютов, центра помощи семье и детям в каждом районе города;

- дальнейшее развитие социального обслуживания престарелых граждан и инвалидов на дому;

- взаимодействие с внебюджетными учреждениями, фондами, общественными организациями, предоставляющими социальные услуги населению;

- разработка и реализация социальных программ, в том числе программы адресной социальной помощи населению города (инвалидам, пожилым людям, малообеспеченным и многодетным семьям);

- привлечение бюджетных и внебюджетных средств, средств гуманитарной помощи, международных благотворительных организаций для реализации социальных программ.

Процесс создания оптимальной инфраструктуры системы социальной безопасности в городе находится на начальном этапе развития. Поэтому потребуются финансовые затраты для обеспечения кадрового, научно-методического, информационного и материально-технического потенциала. А также необходимо совершенствование нормативно-правовой базы.

к оглавлению

1.10. Осуществление молодежной политики в г. Чите

1.10.1. Анализ текущей ситуации

Молодежь как особая социально-демографическая группа является наиболее динамичной частью общества и характеризуется специфической ролью и местом в системе общественного воспроизводства. Являясь одним из основных людских ресурсов, необходимых для целей развития общества, молодой горожанин выполняет одновременно роль проводника устоявшихся социальных отношений, нравственных ценностей, новаторства. Попытки обобщающих оценок положения молодежи как социального ресурса города последний раз предпринимались в 1993 г. После данной работы, затронувшей социально- демографические аспекты, проблемы образования, здравоохранения, молодежной преступности, подобного комплексного исследования по молодежной тематике не проводилось. В свете данного обстоятельства необходимо проведение мониторинга проблем городской молодежи.

По данным областного комитета государственной статистики в городе проживало на 01.01.2001 г. молодежи в возрасте от 14 до 30 лет 89378 чело- век, что составляет треть трудоспособного потенциала, 80% ее демографического пополнения. Молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет в г. Чите зарегистрировано 73155 человек, что составляет 24,1% в общей численности.

Установлено, что каждое последующее поколение молодежи по своим демографическим характеристикам хуже предыдущего. Это, прежде всего, выражается в сокращении числа молодых людей, что ведет к старению общества и снижению роли молодежи как социального ресурса города. Если на 01.01.93 г. число молодых людей составляло 82,7 тыс. человек, то за 7 лет – численность молодежи сократилась на 9,5 тыс. человек, или на 11,5%. Однако с 1996 г. наблюдается тенденция ее роста, что обусловлено вхождением в молодежный возраст многочисленной группы 17, 18, 19-летних, рожденных в период начала 80-х – общего подъема рождаемости, а так же увеличением доли 25-29-летних, обусловленным переходом в данную группу 20-24 летних молодых людей. Половая структура характеризуется явным преобладанием молодых мужчин. Анализ возрастной структуры молодых людей 16-29 лет позволяет сделать вывод о преобладании так называемых молодых взрослых.

Современный уровень рождаемости в городе не обеспечивает простого воспроизводства населения. Это обуславливает дальнейшее устойчивое снижение численности детей и подростков, которое приведет по прогнозам демографов, начиная с 2010 г., к ситуации дефицита молодых кадров для всей экономики города, низкому уровню удовлетворения военно-мобилизационных обязанностей, значительному сокращению человеческих ресурсов.

В основе прогноза лежит предположение о необратимости произошедших изменений в репродуктивном поведении населения, в результате которого утратила доминирующее положение 2-3-х детная семья.

Серьезное влияние на уровень рождаемости в наиболее репродуктивном возрасте до 30 лет (84%рождений) оказывает снижение значимости институте брака и семьи.

Ситуация с брачностью и разводимостью в г. Чите развивается неоднозначно. В среднем за год официально оформляется свыше 2 тыс. брачных союзов. Число разводов колеблется за последние 10 лет от минимального – 1,2 тыс. в 1999 г. до максимального - 1,8 тыс. в 1995 г. Ежегодно в расчете на тысячу жителей Читы на один брак приходится один развод, что больше, чем в среднем по области.

Необходимость конструктивного разрешения целого комплекса проблем городской молодежи обусловила создание в 1998 г. в структуре департамент образования, науки и молодежной политики Администрации г. Читы Комитета по делам молодежи. В настоящее время это отдел по делам молодежи в составе Администрации города.

Для успешного финансирования всей системы молодежной политики города необходимы эффективные организационные ресурсы и оптимальная финансовая обеспеченность. Несмотря на то, что средства на реализацию программы «Молодежь Читы» в бюджете города были выделены отдельной строкой, финансирование осуществлялось неудовлетворительно. За 1998г. оно было исполнено на 81%, причем взаимозачетами. В 2000г. на реализацию молодежной программы было выделено 385 тыс. Рублей, что составляло 61,3% от запланированного.

Безработица и недостаточная занятость среди молодежи представляют собой актуальную проблему. Опасными социальными последствиями угрожает невостребованность достаточно большого трудового потенциала молодого поколения. К началу 2001г. в г. Чите насчитывалось 149 официально зарегистрированных молодых безработных, что составляет 22,3% от общего числа безработных. Каждый пятый безработный читинец - молодой человек в возрасте от 16 до 29 лет.

Следует учитывать, что приведенные данные относятся лишь к официально зарегистрированным безработным. Если исходить из представлений об общей численности неработающей и не учащейся молодежи, то вопрос занятости становится намного острее. По оценкам специалистов реальные показатели безработицы среди молодежи минимум в 10 раз превышают официальную статистику.

Одним из приоритетов современной молодежной политики города является создание и развитие эффективной системы социальных служб для молодежи. Сегодня на территории города сформирована лишь незначительная часть возможных организационных форм социальных служб для молодежи: Центр социально-психологической помощи семье «Доверие», социально- психологический центр «Эдис», лечебный центр «Спасательный круг», «телефон доверия», Центр планирования семьи, Центр «Гармония», Молодежный центр труда. Инициатива создания специализированных служб имеет особое значение для Читы в силу того, что многие молодые горожане в период «жизненного старта» переживают растерянность, страх, затруднение в выборе места и роли в жизни общества, испытывают чувство безысходности. Согласно исследованиям молодежь Читы нуждается в пунктах правовой защиты, юридического консультирования, центре помощи молодой семье, сексологической консультации. При этом иерархия потребностей у работающих молодых людей и учащейся молодежи различна. Работающие отдают предпочтение пунктам правовой защиты, учащиеся – «телефону доверия».

Поддержка деятельности детских и молодежных объединений является одним из приоритетных направлений молодежной политики.

В силу того, что региональные молодежные организации основную свою деятельность сосредотачивают в г. Чите, определяя тем самым активные характеристики развития молодежного движения в областном центре, молодежная политика города обусловлена тесным взаимодействием с региональной молодежной политикой.

Действия в отношении осуществления молодежной политики по воспитанию патриотизма, духовного развития молодых людей, реализации творческого и физического потенциала молодого человека на городском уровне особенно эффективны, т.к. наиболее приближены к конкретным условиям становления молодой личности. Занятия физической культурой в городе проводятся в основном в рамках учебного процесса в системе образования всех уровней от начального до высшего профессионального. Существенно сократилось число оздоровительных клубов, секций.

Остается высокой криминализация молодежной среды (59,4% от общего числа лиц, совершивших преступления, составляют молодые люди в возрасте 14-30 лет). Вызывает тревогу увеличение количества правонарушений, совершаемых студентами, в том числе в стенах своих учебных заведений. Ежедневно отделами Управления внутренних дел фиксируется от 1 до 7 преступлений, совершаемых студентами, в том числе в общежитиях (воровство, хулиганство. вымогательство).

Ослабление регулирующей роли государства в вопросах воспитания не означает автоматически расширения возможностей выбора молодым человеком идейных и нравственных ориентиров. Стимулирование действий по распространению в молодежной среде идей и образцов гражданственности, патриотизма составляет наиболее важную задачу органов местного самоуправления города.

1.10.2. Концепция развития молодежной политики города

Целью Концепции молодежной политики является создание благоприятных условий для формирования духовной, высоконравственной личности. Реализация молодежной политики предусматривает создание нормативных, экономических и организационных условий для самореализации молодого поколения, поддержку деятельности детских и молодежных объединений, меры, направленные на развитие способностей молодых людей. Основными задачами реализации молодежной политики являются:

– поддержка и социальная защита молодежи;

– инновационная деятельность в молодежной среде;

– организационно-управленческое и информационное обеспечение молодежной политики.

Приоритетными направлениями в решении перечисленных задач являются:

– поддержка молодежного предпринимательства, содействие решению вопросов занятости;

– развитие системы социальных служб для молодежи;

– международное молодежное сотрудничество;

– поддержка деятельности детских и молодежных объединений;

– развитие художественного творчества, спорта, осуществление мероприятий, направленных на духовное и нравственное

развитие молодежи.

Деятельность по осуществлению данных направлений предполагает реализацию следующих мер:

– нравственное воспитание молодежи;

– развитие правовой культуры молодежи;

– социальная реабилитация молодежи и ее поддержка;

– содействие предпринимательской активности молодежи;

– консолидация молодежных общественных сил в решении социально- значимых задач;

– проведение совместных акций, проектов по следующим направлениям: изучение и развитие культурно-исторических традиций города, организация досуга неорганизованной молодежи, пропаганда здорового образа жизни, эколого-краеведческая работа;

– создание единого информационного пространства для молодежи: освещение деятельности молодежных организаций в СМИ, создание молодежного печатного органа, организация теле радиопередач, посвященных молодежным проектам.

1.11. Результаты реализации Концепции социального развития г. Читы за период 2003 – 2010 гг.

Реализация Концепции социального развития г. Читы до 2010 г. позволит улучшить следующие социальные параметры: увеличится уровень обеспеченности врачами и средним медицинским персоналом; сохранится уровень образования населения города; сохранится обеспеченность библиотеками и клубными учреждениями, произойдет укрепление молодой семьи, увеличится рождаемость. За этот период среднедушевые реальные доходы увеличатся в 4,2 раза и достигнут к концу планируемого периода 6803 рублей;

Параметры развития социальной сферы г. Читы до 2010 г. приведены в таблице 1 «Целевой прогноз основных показателей социального развития г. Читы на период 2003-2010 гг.»

к оглавлению

 

 

 
главная | программы | проекты | законы | бюджет | о нас
Copyright © 2005 ЦПГИ.
Hosted by uCoz